Виртуальная лекция

"Святитель Лука: Войно-Ясенецкий врач-хирург"

 


Памятник свт. Луке возле Архиерейского дома г.Красноярска
(автор - Б. Мусат)

 
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)  историческая личность, биография которой прошла через революции и войны XX века. Святой Лука - Крымский:  врач, священнослужитель, заключенный, святой…
                                                 
Детство и юность святителя Луки.
 
 Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье провизора. Древний дворянский род Войно-Ясенецких, — русского происхождения, известен с XVI века. В семье Войно-Ясенецких царили любовь и согласие, и родилось пять детей: Павел, Ольга, Валентин, Владимир и Виктория. Отец семейства был благочестивым католиком, остальные члены семьи — православными, религиозным воспитанием детей занималась мать. Молитвы родителей Валентин наблюдал с трех лет, что, несомненно, повлияло на формирование его мировоззрения. Он рос любознательным, природное благочестие воспринял от отца, властный характер и сильную волю — от матери. К шести годам Валентин научился читать и писать, знал основы арифметики и очень любил рисовать. Через год родители определили его частную гимназию.

          После переезда с семьей в Киев 1894 году Валентин поступает во вторую Киевскую гимназию и с увлечением изучает историю Киева. Родители рано заметили природную склонность сына к рисованию, и 13 -летним отдали его в Киевскую художественную школу. Особенно давались Валентину зарисовки с натуры. Устроители одной из передвижных выставок, оценив его дарование, пригласили мальчика участвовать в выставке. Картина, написанная юным художником, привлекла внимание посетителей: он запечатлел на ней нищего старика с протянутой рукой и полными горя глазами. После окончания гимназии и художественной школы Валентин стал готовиться к экзаменам в Академию художеств. Но им овладевает раздумье о том, правильный ли жизненный путь он избирает? Вправе ли он заниматься тем, что нравится или обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей. На формирование его выбора  и веры повлияла близость Киево - Печерской Лавры. Изучая и рисуя в своих эскизах лица, одухотворенные молитвой, он поневоле соприкасался с душами этих людей, старался понять их характеры и проблемы. Он начинает осознавать предназначение своей судьбы как служения Богу и людям. Валентин еще больше утвердился в желании помогать простому народу и в 1898 году перешел на медицинский факультет. Учеба на медицинском факультете полностью соответствовала «...моим стремлениям быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью. И вот теперь я знаю, что в деревнях люди голодают и мне нужно ехать к ним, чтоб помочь, поучиться у них».

 После блестяще сданных выпускных экзаменов и получения диплома с отличием Валентин удивил всех заявлением, что его жизненный путь - это путь земского врача.  « Я изучал медицину с исключительной целью - быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям», - писал в мемуарах святитель Лука. Сразу после окончания университета он стал народным врачом, но не в земской больнице, а в госпитале Киевского Красного Креста.

На русско-японской войне 26 января 1904 года  Япония вероломно напала на русский флот. Решение поехать на фронт военно-полевым хирургом созрело немедленно, как только Валентин узнал, что Красный Крест в Киеве формирует военно-медицинский отряд. Он тут же записался добровольцем, и в марте 1904 года стал врачом Киевского лазарета Красного Креста. Затем было направление в Читу. Начальник госпиталя в Чите назначил Валентина Феликсовича заведующим хирургическим отделением, так началась практика молодого военно-полевого хирурга. Не имея специальной подготовки по хирургии, он стал сразу делать крупные операции на костях, суставах и черепе. Результаты работы были вполне хорошими, ошибок он не делал, несчастий не бывало. Каждый день был борьбой за жизнь раненых солдат. Уже через шесть месяцев ежедневная встреча со смертью превратила талантливого художника и молодого врача в универсального военно-полевого хирурга. В 1905–1910 годах молодой врач В. Ф. Войно - Ясенецкий работал в Симбирской, Курской, Саратовской и Черниговской губерниях.
«Доктор, вам надо быть священником!»

       В марте 1917 года Валентин Феликсович с семьей переехала в Ташкент, где ему предложили должность главного врача городской больницы. Обосновавшись с семьей в просторном доме, специально построенном для главврача, он целиком погрузился в работу. Недостатка в больных не было. Шла гражданская война. В больницу доставляли тяжелобольных, раненых, и главврача неоднократно ночью поднимали с постели на операцию. И никогда, по свидетельствам коллег, он не возмущался, никогда не отказывал
в помощи. Но дома у доктора поселилась беда. Медленно угасала жена.

        Профессор Войно-Ясенецкий регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, был активным мирянином, епископ Иннокентий — восторгаясь глубиной и искренностью его веры, сказал: «Доктор, вам надо быть священником!». Святитель Лука так вспоминает в своих мемуарах: «У меня никогда и мысли не было о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и, минуты не размышляя, сказал: „Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!“».

 

 
В 1921 году, в разгар Гражданской войны, Войно-Ясенецкий появился в больничном коридоре в рясе и с наперсным крестом на груди. Оперировал, конечно, без рясы, а как обычно, в медицинском халате. Надеть рясу в то время, когда люди боялись упоминать в анкете дедушку-священника, когда на стенах домов висели плакаты «Поп, помещик и белый генерал — злейшие враги Советской власти», мог лишь безгранично смелый человек.
 

 
Приехавший в это время на жительство в Ташкент ссыльный епископ Уфимский Андрей тайно постриг Валентина Феликсовича в монахи с именем Луки. Сначала он хотел дать ему имя целителя Пантелеимона, но, узнав немного о его жизни, решил, что ему более подходит имя евангелиста и апостола Луки, который, по преданию, был художником (иконописцем) и врачом.

Вскоре произошел арест святителя, сопровождающийся жестокой травлей в газетах. В декабре святитель был отправлен в ссылку в Енисейск. Это стало началом 11 лет тюрем и ссылок. Епископа Луку ссылали на Север трижды. Но и там он продолжал работать по своей медицинской специальности.





















Сразу же после приезда в Енисейск Владыка пришел в больницу к заведующему и просил у него разрешения оперировать. После первых же сложнейших и удачно проведенных операций к хирургу - епископу хлынул народ из окрестных сел и деревень. Популярность ссыльного архиерея сильно раздражала местное начальство. Владыка, бесплатно проводя операции. В ответ на благодарность излеченных он говорил: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему». Но в «награду» за бескорыстное служение народу городское начальство, арестовало и отправило епископа еще дальше, на Ангару, а затем в Туруханск. Когда святитель прибыл в Туруханск и сошел с баржи, люди, встречавшие его, опустились на колени, испрашивая благословения. В Туруханске, он продолжил лечить людей. В операционной у него стояла икона с теплившейся перед ней лампадой. Перед операцией он всегда творил молитву, ставил на теле больного йодом крест и только, потом приступал к делу. Конечно, оживление и оздоровление духовной жизни не могло понравиться местному начальству. Вскоре Владыку вызвал уполномоченный ГПУ и объявил о запрете благословлять больных в больнице, проповедовать, а начальник ГПУ объявил ему, что его ссылают еще дальше, на берег Ледовитого океана.  В ссылке епископ-профессор разработал новый метод лечения гнойных ран. Его вызывали в Ленинград, и лично Киров уговаривал его снять сан, после чего обещал тут же предоставить ему институт. Но Владыка не согласился даже на печатание своей книги без указания сана. И вот, наконец, осенью 1934 года, после десятилетней подготовки вышла в свет монография «Очерки гнойной хирургии». Коллеги высоко оценили этот серьезный научный труд, который не раз помогал им в повседневной хирургической практике.
 
Служение на Красноярской кафедре
 
«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Телеграмма на имя Председателя Президиума Верховного совета СССР М.И.Калинина.

        С началом Великой Отечественной войны ссыльный профессор и епископ был назначен главным хирургом эвакогоспиталя в Красноярске, а потом — консультантом всех красноярских госпиталей.  Когда Владыка Лука прибыл в ссылку в Красноярск в 1940 году, начальник районного НКВД заявил ему: «Во всей Сибири мы не оставили ни одной церкви».  К концу 1943 года во всей епархии действовала одна-единственная крошечная церковь в Николаевке. Напряженная работа архиепископа Луки в красноярских госпиталях давала блестящие научные результаты. В конце 1943 года опубликовано второе издание «Очерков гнойной хирургии», переработанное и значительно дополненное, а в 1944 году вышла книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов». За эти два труда ему была присуждена Сталинская премия I степени.

 


 
Из двухсот тысяч рублей этой премии архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) сто тридцать тысяч перечислил в помощь детям, пострадавшим в войне. Книги получили прекрасные отзывы коллег. Слава об архиепископе-хирурге растет, о нем уже пишут в США, специальный корреспондент ТАСС приезжает для того, чтобы сделать фотоснимки и взять интервью. По просьбе профессора С.С. Юдина скульптор лепит его бюст. Два местных художника пишут портрет Владыки. В 1944 году эвакогоспитали переехали в Тамбов. Владыка Лука был назначен хирургом консультантом.      
 
            Шестидесятисемилетний Владыка работал по восемь-девять часов в сутки и делал четыре-пять операций ежедневно! Все это сказывалось на подорванном в ссылках и тюрьмах здоровье.  Святитель Лука, находясь на высоте своего архиерейского достоинства, никогда не угодничал перед властями, и это раздражало светских начальников всех рангов. Но, тем не менее, они не могли не замечать его огромного вклада в медицинскую науку и практическую хирургию. В Тамбове он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Впоследствии епископ Лука совмещал церковное служение с работой в больницах. В конце жизни был назначен в Крымскую епархию и делал все, чтобы в тяжелейшую хрущевскую эпоху не угасла церковная жизнь.

 
Крым
 
           Войно-Ясенецкий был превосходным и бесстрашным оратором — оппоненты побаивались его, один военный хирург задал вопрос Владыке: «Как вы, такой специалист, хирург, можете верить в того, Которого никто никогда не видел, в Бога?» Профессор ответил: «Вы верите в любовь?»  «Да». — «Вы верите в разум?» — «Да». — «А вы видели ум?» — «Нет». — «Вот так и я не видел Бога, но верю, что Он есть». Были опубликованы результаты его последних медицинских исследований. Но сам вид профессора, читающего лекции неизменно в рясе и с панагией, до того раздражал медиков, что в Алуште однажды его доклад был сорван. Руководство работой хирургических амбулаторий и чтение лекций по гнойной хирургии было так же отменено. Ему было рекомендовано читать доклады и лекции на медицинские темы не в архиерейской, а в светской одежде. Святитель Лука категорически отказался. Тогда его перестали приглашать для чтения лекций.

Сохранилось письмо, в котором Владыка Лука отвечает на вопросы студентов мединститута, изложенные профессором П.П. Царенко: «Многоуважаемый Петр Петрович! В ответ на недоумение ваших студентов по поводу моего архиерейского служения им следовало бы сказать, что очень странно отрицать то, чего не знают и не понимают, и судить о религии только по антирелигиозной пропаганде. Ибо, конечно, среди них вряд ли найдется кто-нибудь, читавший  Священное Писание. Наш великий физиолог Павлов, академик Владимир Петрович Филатов, каноник (т.е. священник) Коперник, преобразовавший всю астрономию, Луи Пастер умели же совмещать научную деятельность с глубокой верой в Бога. Глубоко религиозным я был с самого детства, и вера моя не только не уменьшалась, как они думают, по мере приближения глубокой старости (мне скоро будет 82 года), а все более усугублялась. За 38 лет своего священства и архиерейского служения я произнес около 1250-ти проповедей, из которых 750 записаны и составляют 12 толстых томов машинопечати. Советом Московской Духовной Академии они названы «исключительным явлением в современной церковно-богословской жизни» и «сокровищницей изъяснения Священного Писания», и я избран почетным членом Академии. Как видите, это очень далеко от примитивных суждений вашей студенческой молодежи. Свои «Очерки гнойной хирургии» я написал, уже,  будучи епископом. С почтением, архиепископ Лука. 1959 г.» Святитель-хирург продолжал врачебную практику у себя дома. На двери его кабинета было вывешено объявление, которое сообщало, что хозяин этой квартиры, профессор медицины, ведет бесплатный прием ежедневно, кроме праздничных и предпраздничных дней. Много больных стекалось к профессору-епископу, и никому он не отказывал в помощи. До сих пор исцеленные с благодарностью вспоминают своего доктора. Конечно, Владыка хотел приносить пользу своим соотечественникам, врачуя их болезни. Но время неумолимо шло вперед, здоровье стало ухудшаться, зрение на единственном здоровом глазу притуплялось. Знаменитый одесский окулист Филатов нашел у него помутнение хрусталика, но до полной слепоты должно было пройти еще от трех до десяти лет. Зрение медленно угасало, и к 1956 году Владыка полностью ослеп. Но слепота его не препятствовала активному доброделанию.  Подводя итоги своего сугубого служения — медицинского и архиерейского, он писал в письме: «Верно, конечно, то, что вы пишете о лечении больных. Но вы не знаете, как необычайно ценят меня как духовного врача. Очень многие говорят и пишут, что я оживил их духовно, возродил к новой жизни, и в самых трогательных выражениях изливают свою благодарность и любовь. Они пишут, что, как ни высока моя медицинская деятельность, но архиерейская неизмеримо важнее. Я и сам так думаю».

Из монографии «Очерки гнойной медицины»:

«Чрезвычайно тяжёлый путь сельского хирурга-самоучки, который мне пришлось пройти, научил меня весьма многому, чем хотелось бы поделиться с молодыми товарищами, чтобы облегчить их трудные задачи...
Приступая к операции, надо иметь в виду не только, к примеру, брюшную полость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется „случаем“. Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле. Поэтому не только выполните весьма важную задачу подкрепить сердце камфарой или дигаленом, но позаботьтесь о том, чтобы избавить его от тяжёлой психической травмы: вида операционного стола, разложенных инструментов, людей в белых халатах, масках, резиновых перчатках — усыпите его вне операционной. Позаботьтесь о согревании его во время операции, ибо это чрезвычайно важно».

 
 
Из книги «Дух, душа и тело» (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).Дух, душа и тело. М.: Свято-Тихоновский Богословский институт, 1999.)

«Состояние духа больного, его доверие или недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьёзности его болезни, глубоко определяют исход болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного, — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней».

«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

«Для врача не должно быть „случая“, а только — живой, страдающий человек».

«Будь добрее, чем принято, ибо у каждого своя война, бои и потери. Живи просто, люби щедро, вникай в нужды другого пристально, говори мягко… А остальное предоставь Господу. Именно любовь, — ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного — любви к человеку».

«Корни неблагодарности — в человеческой ненасытности; сколько человек ни получит, всего ему мало, он не благодарит, а ропщет за то, что не получил больше… Но те немногие, которые всегда и за все благодарны, получат от Бога великую славу и честь, великую благодать».

« В служении Богу — вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера».