Виртуальная лекция - портрет:

Абдуллина Лира

«Душа горит. Душа в огне»
 
«А жизнь — это только отрезок пути от первой строки до последней…» (Лира Абдуллина)
 

 Лира Султановна Абдуллина родилась 26 января 1936 года в селе Кушнаренково Кушнаренковского района Башкирской АССР в семье преподавателей педагогического техникума. Рано лишилась родителей – отец погиб на фронте в 1941 году, мать умерла в 1949-м, когда Лире было 13 лет. Жила у родственников, воспитывала двух младших братьев. После окончания средней школы поступила работать в приклубную библиотеку в селе Медведерово того же района. Стихи начала писать рано. В 1957 году поступила на заочное отделение Московского литературного института им. А.М. Горького. Одновременно с учебой сотрудничала в редакциях районных и межрайонных газет, работала заведующей отделом сельского хозяйства районной газеты «Сталинец» Кушнаренковского района, а затем литсотрудником районной газеты «Колхозная правда» в г. Уфе. В 1963 году стихи Лиры Абдуллиной опубликовал журнал «Юность». В этом же году она закончила институт с Красным дипломом.

С 1964 по 1967 гг. работала в художественной редакции Норильской студии телевидения. Активно работала в городском литературном объединении, являлась организатором подготовки и проведения вечеров поэзии, ее стихи звучали по радио, печатались в журнале «Смена», норильских и краевых газетах и журналах, сборниках «69 параллель» (Красноярск, 1966), «День поэзии» (Красноярск, 1967).
В декабре 1966 года в Красноярске проходил краевой семинар молодых литераторов. Стихи Лиры Абдуллиной семинар рекомендовал к публикации отдельной книжкой. На семинаре Лира познакомилась с молодым поэтом Владимиром Нешумовым, который тоже был участником семинара. Нешумов жил и работал в Красноярске-26. После окончания в 1963 году Казанского авиационного института он работал инженером в одной из проектных лабораторий на Научно-производственном объединении прикладной механики (НПО ПМ) – предприятии, где проектировались и создавались спутники связи. Проектировал спутник «Молния» (этот проект курировал сам С.П. Королев).

В 1967 году Лира приехала к мужу в Красноярск-26 (Железногорск).
Какое-то время именно их семья была неофициальным литературным центром города, у Нешумовых почти ежедневно собиралось человек по 15-20 - техническая интеллигенция – коллеги Володи, педагоги музыкальной школы, завсегдатаи клубных заседаний в книжном магазине «Гренада», поэты и прозаики из местного литобъединения.

 








 

30 марта 1969 г. в Москве начал работу 5-й Всесоюзный семинар молодых писателей. В составе красноярской группы участников семинара была и Лира Абдуллина. В этом году ее стихи публиковались в «Комсомольской правде», журналах «Огонек», «Новый мир».

Это было время «бардов и менестрелей» - пели Высоцкий и Ким, Городницкий и Клячкин. Песни распространялись на пленках, стихи - в списках. Марина Цветаева, Осип Мандельштам... Попадалась и проза, например, письмо Ф. Раскольникова Сталину, автобиография Евтушенко и т.п. В марте 1969-го у одного командированного в гостинице Красноярска-26 обнаружили «самиздат». В сфере внимания органов оказалась и компания, собиравшаяся у Нешумова. Три месяца длилось разбирательство, по предприятию вышел приказ № 46 по КБ ПМ - инженеры Виталий Куранов и Владимир Нешумов, так и не признавшие себя виноватыми в участии в идеологической диверсии против Советского Союза, были лишены права допуска к закрытым материалам и, значит, не могли работать на секретном режимном предприятии. Семья Абдуллиной-Нешумова была вынуждена уехать из Красноярска-26.

Жили в поселке Октябрьском, потом в городе Михайлов Рязанской области. Лира Султановна работала редактором многотиражной газеты «Цементник».

В 1972 году, через 3 года после отъезда из Красноярска-26, в Красноярске вышла первая книга поэтессы - «Высоки снега».
В 1983 году семья переехала в город Старый Оскол Белгородской области. Этот год был отмечен публикацией в журнале «Дружба народов». В 1984 году – публикация в московском альманахе «Поэзия».

При редакции городской газеты «Октябрьские зори» на общественных началах Лира Султановна руководила литературным объединением. Создала литературную студию «Автограф». Будучи литературным консультантом газеты, Лира много сделала для становления молодой старооскольской литературы. Участвовала в поэтических вечерах, встречах со школьниками, рабочими, студентами, читала свои стихи.

В 1986 году в московском издательстве «Современник» вышла вторая и последняя при жизни книга – «Пока горит пресветлая звезда».
Лира Султановна является автором пяти поэтических книг – кроме уже упомянутых двух авторских сборников, это «Стихотворения» (Красноярск, 1990), «Речка Белая» (Воронеж, 1991), «Живите долго» (Красноярск, 2001).

Стихи Л. Абдуллиной публиковались в коллективных сборниках: «Час России» (Москва, 1988), «Слово о бойце» (Воронеж, 1990),), «Мою весну не заметет пурга…» (Москва, 1995), «Антология поэзии закрытых городов» (Железногорск, 1999), «Прикоснись» (Москва, 2000), «Северное сияние» (Красноярск, 2001), «Стихотворящая лоза» (Красноярск, 2001), «Избранное красноярской поэзии XX века» (Красноярск, 2001), «Шел солдат…» (Воронеж, 2005), «Да не покинет вас любовь…» (Новосибирск, 2006), «Хочу быть любимой» (Москва, 2008), «Русская сибирская поэзия. Антология XX век» (Кемерово, 2008), «Поэты на берегах Енисея. 18-21 век» (Красноярск, 2008), «Любить обречена» (Москва, 2008), «Я так тебя люблю» (Москва, 2009), «Литераторы Норильска» (Норильск, 2009), «На Прижиме» (Красноярск, 2009), «Лед и Пламень» (Москва, 2009), «Русские стихи. 1950-2000: антология» (Москва, 2010), «Невероятная земля! : литературная карта Красноярского края» (Красноярск, 2013).

Публиковалась в журналах и альманахах «Енисей», «День и ночь», «Часовенка», «Новый енисейский литератор» (Красноярск), «Аквариум» (Норильск), «Студенческий меридиан», «Литературное обозрение» (Москва), «Подъем» (Воронеж), «Идель» (Казань), «Звонница» (Белгород), в газетах Красноярского края, Башкирии, Татарии, Рязанской, Белгородской, Новосибирской областей.

На слова Лиры Абдуллиной писали песни композиторы С. Крымский, В. Берковский, Г. Дехтяров, Ю. Ирдынеев, А. Кущ, С. Зубковский, А. Спиридонов, И. Шестериков. Пятнадцать песен на стихи поэтессы написал композитор Алмаз Монасыпов, их исполняли известные эстрадные певцы, в т.ч. Валентина Толкунова, Галина Улетова. Песня «А любовь-то лебедем» в исполнении В. Толкуновой прозвучала в заключительном концерте Всесоюзного телевизионного фестиваля советской песни «Песня-82».

Сегодня поэзия Лиры Абдуллиной вдохновляет новое поколение авторов-исполнителей. В сети интернет можно найти песни на стихи Абдуллиной - Ирины Тайге, Анны Жуневой, Ирины Ерошкиной, Георгия Нуруллина, Владимира Цуканова и других.
Творчество Л.С. Абдуллиной ценили признанные мастера литературы. Писатель Виктор Астафьев писал: «Это действительно, прежде всего, стихи женщины – что так редко в наше время. Многие поэтессы пишут, как мужчины, и манерой своей и даже образом мыслей. А у Лиры Абдуллиной в стихах и милосердие, и свет истинной женской души».

В конце 1986 года Лира Абдуллина была рекомендована Виктором Астафьевым, московской поэтессой Ларисой Васильевой и татарским поэтом Рустемом Кутуем в члены Союза писателей СССР. Была принята в Белгородской писательской организации, но не утверждена в Москве в связи со смертью.

Умерла 15 июня 1987 года от бронхиальной астмы. Похоронена в городе Старый Оскол.

На могиле Лиры Абдуллиной – памятник работы известного московского скульптора Федота Сучкова.

Одна из улиц Старого Оскола названа ее именем, в городской газете «Зори» существует литературная страничка «Лира».

В Железногорске на доме, где жила Лира Султановна, в 2002 году была установлена мемориальная доска. Дважды в год – в день рождения поэтессы и в день ее ухода – здесь собираются почитатели ее таланта, друзья, городские поэты.

 


 


Стихи Лиры Абдуллиной
 
Теперь я знаю, как это бывает...
 
Теперь я знаю, как это бывает,
Когда живой живому вынимает
Живую душу, подцепив крючком,
Как рыбку с золотистым плавничком.
Теперь я знаю, как это бывает,
Когда живой живого забывает,
Как будто убивает птицу влёт,
Живой - живого выстрелом в живот!
Теперь я знаю, как это бывает,
Когда живая боль не заживает,
Когда живой - полуживой живёт.
Но если б знать мне это наперёд,
Что может так терзать живой - живого,
Я б и тогда не проронила слова
Тебе в упрёк: До свадьбы - заживёт.
 
***
Это море мне —
Милость царская.
Кому — Черное,
А мне — Карское.
Кому — песенка
Колыбельная,
А мне — лесенка корабельная.
Кому — сны к деньгам,
А мне — ночь без сна,
Кому — тишь да гладь,
А мне — два весла.
Мне удачи бы —
Рыбы в неводе.
А что плачу я —
Эка невидаль?

***
За все слезами платит женщина,
Слезами, что дороже жемчуга.
За боль обид,
За боль измен.
А я и плакать не умею,
Я зубы сжав, окаменею.
Что ты потребуешь взамен...

 
***
Говорят, беда лиха -
Я не верила,
Далеко ли до греха -
Я не мерила.
Высоко ли до небес -
Не заглядывала.
Дождик будет или снег -
Не загадывала.
Говорили: с милым рай -
Я не ведала.
Говорили: выбирай -
А я медлила.
Говорили: разлюби -
Я не спорила.
Сердце вынуть из груди -
Что мне стоило?
 
***
Ох, и глупая была.
Вина сладкие пила.
Расставаясь, голосила.
Слёзы горькие лила.
 
Нынче слёзы не в цене.
Не топлю тоску в вине.
Не горю в огне горючем.
Не вздыхаю при луне.
 
Мне ли горе горевать?
Мне ли слёзы проливать?
Ты уходишь. Слава Богу -
Больше некого терять.
 
Соловьиная месса
 
О, Матерь-природа,
Храни свои чада
На многие годы
От мора и глада,
Содома и смрада,
От бури и града
И от камнепада
Храни свои чада.
На многие годы,
На многие лета
Дай пищи и света,
О, Матерь-природа!
Пусть вечные веки
Текут твои реки,
Пошли человеку
И меду и млека.
Хорошей погоды
Пошли хлеборобу,
Храни от хворобы,
От злобы, навета.
Пошли своим чадам
Большого приплоду,
На многие годы,
На многие лета.
О, Матерь-природа,
Храни свои чада
От скверны и блуда.
Храни их, покуда
Бедою не сдвинулись
Темные своды.
Пусть птицы щебечут
В тиши вертограда,
Пусть вечные веки
Текут твои реки,
И в сумерках сада
Пресветлое око
Небесной лампады
 
ДОН КИХОТ

  Евг. Попову
1.
Ты безумен, смешон и нелеп, говорят,
Тощий рыцарь, чудак, доброхот.
дай мне руку твою, мой освистанный брат,
Дай мне руку твою, Дон-Кихот!
 
Безрассудство твое опьяняет меня,
Не устану его воспевать.
Дай мне шпагу твою и хромого коня,
А отваги мне не занимать.
 
Наставленьям благим вопреки, вопреки
Я спешу за моря, за леса.
Видишь, крыльями машут вдали ветряки,
А удачу пошлют небеса.
 2.
А ноша твоя нелегка, Дон-Кихот,
И участь твоя нелегка:
“Смотрите, – беснуется всяческий сброд, –
Сестрица того чудака
 
При шляпе, при шпаге, при добром коне!” –
И камень летит мне вослед.
Как выжить сумел ты – неведомо мне –
И странствуешь тысячи лет?
 
Мой путь одинок и неведом – куда,
И дышит мой конь горячо,
И с неба, как птица, слетает звезда,
Садится ко мне на плечо.
 3.
Не зря мой путь звездою озарен:
С усталых глаз упала пелена.
На помощь дон-кихоты всех времен
Спешат ко мне, привстав на стременах.
 
Их можно всех по пальцам перечесть
И перечислить всех по именам:
Безумство, бескорыстие и честь –
Смешная блажь в любые времена.
 
Вам, дон-кихоты будущих времен,
Я завещаю шпагу и коня,
И путь мой, что звездою озарен –
Все то, что есть и было у меня.


***

Отвори, тайга,
Высоки снега,
Я не враг тебе,
Я тебе — слуга.
Расцвети в ночи,
Оберег-трава,
У меня ключи —
Наговор-слова:
«Ты, небо-отец,
Ты, земля-мать,
Ты, корень-свят,
Благослови себя взять
На добрые дела.
От лихой беды,
От тоски-худобы,
От любви-присухи,
От навета,
От лихого человека,
От огня,
От пламени,
От измены явленной.

* * *


Из цикла «Все это пребудет со мною»
В. Нешумову

Знавала и я этот жар, этот зной, это пекло:
Душа загоралась, сияла, мерцала и меркла,
И в сумерках синих опять восставала из пепла
И пела без памяти. Все это было со мною.
Знавала и я эту стынь. Ледниковый период
Ветрами отпет и из памяти начисто вынут.
Алмазной иглы острие протаранит навылет —
Я вздрогну, очнусь и припомню,
что было со мною.
Знавала и я этот стыд немоты, этот ропот:
«Будь трижды ты проклят,
старателя-мытаря опыт!»
Но трижды спасибо —
обид моя память не копит —
За миг озаренья. И это бывало со мною.
Приникну, прильну, прислонюсь и лицом,
и ладонью,
Мой донор зеленый,
береза над вешней водою.
Стряхну богомола с подола —
живи-ка подоле!
Что было, что будет —
все это пребудет со мною.

 
Виктор Астафьев
«ПОКА ГОРИТ ПРЕСВЕТЛАЯ ЗВЕЗДА»
 
Так торжественно назван небольшой сборник стихов Лиры Абдуллиной — второй по счету и последний при ее жизни.

Родилась Лира Султановна в башкирском селе Кушнаренково и, как все сельские дети, рано познала труд и сельские будни, из коих, однако, кто извлекает любовь к родному очагу, к этим самым сельским будням, в которых вмещается так много всего, что потом хватает на всю жизнь любви и памяти по прошедшему деревенскому детству, — но кто-то приобретает здесь же неистребимую тягу к бутылке, уйдя за отчий порог, заныривает в жизнь, как в бездонный омут, где ни звука, ни просвета, ни голосочка давнего, ни привета дальнего...

Окончив Литературный институт им. Горького, Лира Абдуллина надолго связала свою судьбу с Сибирью и однажды, на Красноярском краевом семинаре молодых литераторов, встретила парня, который тоже был приглашен на семинар как молодое дарование. Они поженились. Парень был по профессии инженером и в свободное от работы время писал стихи. И ничего тут ни хитрого, ни особенного не было. Кто их нынче не пишет, стихи-то?! Особенность заключается в том, что инженер работал в номерном предприятии, а у нас и в обычном-то городишке, на обыкновенном предприятии начальство бдительное и очень идейное, ко всякого рода сочинителям относится со здоровым подозрением, а уж в номерном-то! — там торжествует сверхбдительность, повышенная идейность.

Короче говоря, два молодых поэта на небольшой промышленный городок — это уж сверхперегрузка. Пытались местные сторожа от производства и просветители от высокой культуры, за которую тогда денно и нощно боролась Сибирь, вернее, колоколили по всей стране о ней руководящие пустозвоны, урезонить двух поэтов, сомкнувшихся в семейном союзе, не пущать их в народ, не давать им писать, читать, петь, печататься и дышать, но успеха в бескровной войне не имели и вынуждены были предложить молодым поэтам очистить территорию, не зараженную духом вольнодумства, заниматься лит. делом где-нибудь в других, не столь бдительных и трезво мыслящих краях.

Так Лира Абдуллина с неукротимым мужем и малым ребятенком оказались далеко от Сибири, аж на Белгородчине, в городе Старый Оскол. Оттудова до Сибири, к старым друзьям, доходили редкие весточки и стихи. Ладные стихи-то, складные, по-женски грустные, певучие. Иногда имя ее появлялось на страницах столичных журналов и газет, в «Днях поэзии». На Белгородчине Абдуллину хорошо приняли и, судя по письмам, высоко ценили ее ласковый и печальный дар, собирались принимать в Союз писателей.

Первый сборник — «Высоки снега» — вышел в Красноярске, второй — в издательстве «Современник» в 1986 году, с тем самым названием, что вынес я в заголовок. Лира заканчивала третий сборник, когда ранняя смерть подкралась к ней...

Осиротели дети Лиры, осталась начатая ею, но недопетая песня, и никто уже ее не допоет, никто ее скромного места в литературе и в поэзии не займет, никто ее на земле не заменит. «А жизнь — это только отрезок пути от первой строки до последней...» — написала Лира Абдуллина за несколько лет до кончины.

Все истинные поэты — есть пророки! Маленькие, большие ли, но пророки. И всем им дано страшное предвиденье — почувствовать и предсказать свою смерть.

Я видел изданный в Ставрополе сборник стихов Лермонтова, написанных им в последние дни перед роковой дуэлью. Все стихи такой высоты и гениальности, что и поныне дух захватывает при их чтении, и поныне без восторга и страха дотрагиваться до них невозможно. Среди последних стихотворений — «В полдневный зной, в долине Дагестана» — будто ослепительная вспышка молнии! Боже мой! Боже мой! С такой-то высоты и на грешную землю рухнуть! Да где же вы были, люди?! Почему не подставили руки молодому человеку, перегруженному тысячелетней болью, зачем его измучили своей низкой жизнью, бытием своим, зачем дали пасть на голую, каменную, бездушную твердыню? Не почувствовали, не поняли, не приняли его высоты — слишком много сил и мужества надобно, чтоб за ним поспевать, — большая это надсада для дремлющего нашего разума.

Я видел неприкаянного, ищущего своей смерти поэта Николая Рубцова. Как измучили его божий дар и жизнь. Пытались земные люди, и не в малом числе, подставить плечо, руки. Бесполезно. «Духовной жаждою томим», он звездой-кометой промчался мимо всех и всего земного, не замечая неуклюжих попыток помочь ему.

У Рубцова, насильственно погубленного, на лице осталась снисходительная улыбка: простите, мол, и прощайте. Я уже отчалил от этих неуютных берегов. Я уже в других пределах, отсуетился, отдурачился, отмучился. Другой свет, из которого сотворился мой дар и моя душа, призвали меня, значит, там я нужнее...

Многим певцам не хватало земного пространства, была тесна земная обитель и тщетна земная юдоль. Какие-то высшие силы, какая-то беспощадная власть подхватывает, отделяет поэта от людей, уносит его в неведомые дали.

Передо мной рукопись последнего сборника стихов Лиры Абдуллиной, и название у него — «Живите долго». Неужели поэтический дар — это и в самом деле не только награда, но и божье наказание?

Писать Лира Абдуллина начала рано, точнее, сочинять, составлять стихи. Писать-то их, при общей грамотности, у нас многие навострились, а вот душу, настроенную на стихотворный лад, и по сию пору редко кто имеет. Но два ее небольших сборника стихотворений, подборки стихов в «Новом мире», в «Юности», в «Дружбе народов», в «Огоньке», в «Смене», в альманахах поэзии и газетах прошли почти незамеченными. Когда в литературе идет постоянный «междусобойчик», страдают от него более всего люди даровитые и скромные. Посредственность затем рубахи на себе и на других рвет, изо всех наглых сил стремится возглавить «органы», лезет в направители морали, чтобы хоть как-то обратить на себя внимание. И это очень даже удается, в особенности во времена переменчивые, смутные, когда, не брезгуя ничем, тащат и тащат на белую бумагу темную бульварщину, потчуют ею всегда так падкую на сплетни российскую доверчивую публику. Если из каждой подворотни «моська лает на слона», то пугливому разуму начинает казаться, что моська и в самом деле сильнее всех на свете.

Не надо думать, что, живя уединенно, вдали от столиц, современный литератор не замечает бурь и схваток «за передовые позиции» всякого рода дельцов от культуры, не страдает оттого, что литература, в которой бывали и лучшие времена, превращается в коммунальную кухню либо в переполненный трамвай, идущий не по рельсам, а, как во сне, прямо по булыжнику, и в трамвае том шумит безбилетная шпана, требуя порядка.

В самый разгар базарно-литературных баталий пришло с Белгородчины письмо от Лиры Абдуллиной со стихотворением под названием «Братья».

 
За морями, лесами, полями
Звезды детства, туманы, овраг.
Трое детушек было у мамы:
Двое умных, а третий — дурак.
Омрачали ль печальные вести,
Обступал ли безвыходный мрак,
Обнимались и плакали вместе
Двое умных и третий дурак.
Бог ничем дурака не обидел:
И умен, и пригож, но слабак.
Прямоезжей дорогой ходили
Двое умных, а третий — в кабак.
Двое умных добра не нажили,
И у дурня добра — на пятак.
Разошлись, разбрелись, раздружились.
Как же, братцы мои, как же так?
Нас на свете всего только трое.
Встречи кратки, пути нелегки.
Как припомню, прикину, так взвою:
До чего же мы все дураки!

 
Но Лира Абдуллина, как и положено даровитому поэту, искала, часто интуитивно, «свое лицо» среди истинного и мнимого многообразия в современной поэзии и нащупала какое-то «сцепление» тем, часто пиcала по «сонатному», что ли, способу, развивая начатый мотив, заходя на «тему» с разных сторон. И то же стихотворение «Братья» предстало аж в пяти вариациях, под более пространным и «звуковым» названием: «И не стало брата у меня...»
 
«Ты не пей из свиного копытца!» —
Не послушался братец меня.
Мне теперь ни забыть, ни забыться
Ни во сне, ни средь белого дня.
«Ты не пей из свиного копытца,
Вот колодец с водой голубой!»
Все сидит и горюет сестрица
Над загубленной этой судьбой.
«Ты не пей! — заклинала напрасно. —
Не себя, так меня пожалей!
Что ж ты, родненький, месяц мой ясный,
Надругался над жизнью своей?»
А по камушкам светлым водица
Под мосточком струится, звеня.
«Ты не пей из свиного копытца!» —
Не послушался братец меня...

 
Стихи Лиры Абдуллиной отличает мелодичность, довольно редкая при творческой торопливости, суете и разрушении складного русского стиха нынешними «лидерами», пишущими много, длинно и раздрызганно. И сразу находятся теоретики, которые под поэтическое растление подводят «научную базу», отыскивая в барахольных, крикливо-неряшливых виршах своеобразие и новаторство.

В живописи уже произошла подмена, и кубик, кривая линия, либо шестяжная фигура, намалеванная ядовитыми красками, то ли бездушие минувших времен изображающая, то ли космонавта, выдается за истинное новаторское искусство.

И в литературе удалось многое расшатать, кое-что и с ног на голову поставить, но истинный талант, он, увы, ничего сделать с собой не может. Он поет так, как ему природа велела, и вполне естественно, что та же Лира Абдуллина со своими певучими стихами сочиняла и песни. Не текстовки к песням, а именно песни, где уже найден мотив, и композитору остается подхватить мелодию, зазвучавшую в душе поэта, развить ее, вознесть до музыкальных высот и пустить по свету. Но и им, композиторам, тоже искать некогда, а «текстовики» — вот они, суют бумагу, и на ней буквы.

Чтоб не голословно было, давайте-ка я выберу из десятка песен Абдуллиной хотя бы вот эту:

 
Кто заплачет обо мне
На родимой стороне?
Коль сестра меня забудет,
Очень больно будет мне.
Кто прискачет на коне,
Постучит в окно ко мне?
Если брат меня забудет,
Будет больно мне вдвойне.
Ясным днем и при луне
Помни, милый, обо мне,
Если ты меня забудешь,
Буду я гореть в огне.
Ива клонится к волне
На родимой стороне.
Если все меня забудут,
Буду камнем в глубине.

 
После этого как-то и писать, толковище разводить неловко. Остается лишь продолжить страдающей грудью исторгнутый вздох поэта: «Кто заплачет обо мне на родимой стороне?..»