Виртуальная лекция

«Безопасные покупки в интернете»


 
Покупки через интернет сделали нашу жизнь удобнее, но, как это часто бывает, есть и обратная сторона медали — риски. Наверное, каждый если не сталкивался, то слыхал об интернет-мошенниках. Как же обойти их стороной? Мы покупаем в онлайн-магазинах, потому что там бывает дешевле, чем в офлайне. Но главное — это быстрее и удобнее: заходишь прямо с телефона на сайт, выбираешь, что нужно, и тут же платишь картой. Минусы — нельзя сначала покрутить вещь в руках и можно нарваться на мошенников: одни продают то, чего у них нет, другие торгуют браком или фейком, третьи под разными предлогами пытаются выманивать данные банковских карт. Пандемия привела к росту объема онлайн-покупок, все больше товаров доступно для заказа онлайн, увеличивается и количество актов мошенничества при покупках в интернете. Разбираемся, как покупать максимально безопасно. для начала несколько полезных советов.

Выбирайте магазин по отзывам

Тут всё на первый взгляд легко: если об онлайн-магазине нет ни одного отзыва во всём интернете, он может оказаться однодневкой, которая ничего не пришлёт или продаст брак. Но если отзывов много, причем все сплошь хвалебные и однотипные, это тоже повод задуматься: такие отзывы пишут копирайтеры, а не реальные покупатели. Отличить купленные отзывы от настоящих не всегда просто, но можно: они, как правило, все подписаны именем и фамилией, нередко ещё и с фото;
не содержат подробностей покупки;

если и упоминают о недостатках, то так, чтобы это выглядело похвалой. Например: «Доставили через три дня вместо двух, правда, для компенсации сделали большую скидку, буду покупать только здесь!!!»
Если все отзывы у магазина именно такие, велик шанс, что они ненастоящие.
 
Когда вы увидите магазин со сверхнизкими ценами, огромным выбором и сплошь отличными отзывами как под копирку, помните: это чаще говорит о мошенничестве, чем о действительно достойном месте для покупок.

Покупайте через официальные приложения

Ими обладает множество крупных интернет?магазинов, и у них часто намного меньше уязвимостей, чем у сайтов. И приложения одинаково выгодны и продавцу, и покупателю. Интернет?магазин в любой момент может напомнить о себе, прислав push?уведомление с промокодом или другими новостями на смартфон клиента. А покупатель иногда получает бонус уже за то, что установил программу.
 
Скачивая приложение, убедитесь, что оно действительно официальное. Проверьте информацию о разработчике (обычно она указана прямо под иконкой с названием). В App Store или Google Play также можно найти и список всех приложений от разработчика, и его контактные данные.

Проверяйте адресную строку сайта

Если вы всё же используете не приложение, а сайт, всегда тщательно изучайте его адрес:
 
даже минимальные орфографические ошибки (лишняя буква или дефис) могут привести покупателя на поддельный ресурс, интерфейс которого похож на оригинал;

многоэтажная конструкция сайта, например shop.tilda, означает, что владельцы сэкономили на его создании — возможно, потому что собираются воспользоваться им в мошеннических целях.
Безопаснее вводить адрес сайта вручную, а не переходить на него через поисковый запрос.
 
Если в интернет?магазине можно не только заказать, но и купить товар, убедитесь, что на сайте используется протокол 3D Secure, обеспечивающий безопасность платежа. На его наличие указывают логотипы платёжных систем с надписями Verified by Visa, MasterCard Secure Code и Mir Accept. Адрес страницы с оплатой должен начинаться с https. Рядом с ним будет изображение зелёного замочка, нажмите на него и в появившемся меню выберите «Просмотр сертификатов». Проверьте, выдан ли сертификат именно этому сайту и не истёк ли срок его действия.
  1. Указывайте при покупке только нужные данные
Что нужно магазину для оформления заказа:
 
номер телефона и/или адрес электронной почты — первое, как правило, запрашивают для подтверждения заказа и сообщений о доставке, а второе — для отправки электронного чека. Обычно email указывать необязательно, но лучше это сделать — чек точно не будет лишним;

ваши имя и адрес для доставки, иногда может потребоваться и платёжный адрес — чаще всего он совпадает с адресом прописки;
зарубежному магазину также понадобятся ИНН и паспортные данные— это требование российской таможни.

Что нужно банку, через который идёт оплата по карте:
номер карты, срок ее действия, CVV2 или CVC2, часто также (но совсем необязательно) — ваши имя и фамилия латиницей, как они указаны на карте.

Если магазин при покупке требует у вас что-либо ещё — например, скан-копию паспорта, девичью фамилию матери или логин и пароль от интернет-банка, с ним явно что-то не в порядке и покупать там не стоит.

Важно: на сайте, где вы добавляете товар в корзину и собираетесь платить, должно быть SSL-шифрование. Это выглядит как зеленый замочек в адресной строке. Он означает, что данные, которые вы передаёте, знают только ваш браузер и сервер магазина, а мошенники не смогут их перехватить. Часто карту можно «привязать» к магазину. Если вы уже знакомы с ним и планируете там иногда покупать, это упростит процесс — не нужно будет каждый раз заново вбивать все данные. Это не значит, что магазин сможет списывать деньги когда захочет — вы в любом случае сами подтверждаете покупку: например, кодом из СМС, отпечатком пальца или хотя бы нажатием на кнопку. Если вы хотите подстраховаться по максимуму, заведите отдельную карту для покупок в интернете и перебрасывайте на неё только ту сумму, которую собираетесь потратить.
  1. Платите картой на сайте и не отказывайтесь от чеков
Все солидные магазины сейчас принимают оплату картой на сайте или в приложении. Они могут также присылать в мессенджере или СМС ссылку на платёжную страницу. Если этого нет — задумайтесь, стоит ли вообще там покупать. Если магазин вместо стандартной оплаты банковской картой предлагает сделать обычный перевод частному лицу, лучше не рисковать. Магазин по закону обязан проводить все платежи через кассу и отправлять на почту покупателям электронные чеки. Чтобы ему было куда прислать вам чек, оставляйте при заказе свой email. Когда такого чека нет, и платили вы конкретному Ивану Ивановичу, а не магазину, предъявить потом претензии очень сложно. Если вы любите покупать в социальных сетях, помните, что тут встречаются мошенники. Один из очень распространённых способов обмана — человек пишет на странице магазина в соцсети комментарий, что хотел бы купить товар, и тут же ему в личку стучится некто, называя цену и сроки доставки. Как правило, мошенники очень торопят с покупкой — они хотят, чтобы потенциальная жертва не успела задуматься и проверить, имеет ли отношение к магазину тот, кто ей сейчас пишет. Для оплаты они дают номера виртуальных банковских карт или электронных кошельков. Никогда не переводите деньги таким образом, лучше сами пишите в личку магазину.
  1. Пользуйтесь отдельной картой для оплаты покупок
В сфере онлайн?шопинга уровень мошенничества неуклонно растёт European Online Payment Fraud & Security Report, 2019 — Online Payment Fraud Rises in Europe and Worldwide , поэтому по возможности оплачивайте покупки в интернете не зарплатной картой.
 
Выпустите дополнительную дебетовую карту для такого шопинга. Не забудьте подключить мобильный банкинг, чтобы получать оповещения о проведённых транзакциях. Уточните в своём банке, как установить лимит средств на покупки. Узнайте, можно ли ограничить суммы переводов и снятия наличных. Это нужно для того, чтобы мошенники не могли единовременно перевести все деньги на свои счета, даже если получили доступ к данным вашей карты.
 
И ни в коем случае не отправляйте деньги на электронный кошелёк или личную карту продавца. Тем более — до момента получения товара.
  1. Заведите специальный почтовый ящик
И используйте его исключительно для интернет?шопинга. На вашей основной электронной почте может храниться много важной и конфиденциальной информации. Многие хранят в «Черновиках» пароли от всех сервисов и сканы документов (не делайте так никогда). Кроме того, наверняка именно её вы используете для доступа к своим аккаунтам в соцсетях. Можете сами представить масштабы бедствия, если мошенники получат доступ к этому ящику (например, когда вы укажете его, оформляя покупку в ненадёжном интернет?магазине).
  1. Свяжитесь с магазином, если что-то пошло не так
Интернет-магазины отвечают за свой товар точно так же, как и магазины в офлайне, наши отношения с ними регулируются специальной статьёй Закона о защите прав потребителей. Когда покупку приносит курьер, можно сразу проверить, всё ли в порядке, и если нет — отказаться платить. Если уже заплатили на сайте, то имеете полное право обменять покупку или вернуть её, получив деньги обратно на карту. Исключение — продукты, косметика, лекарства, товары на гарантии и тому подобное, хотя и тут многие онлайн-продавцы идут навстречу. У всякого магазина есть средство для связи — номер телефона, сообщества в соцсетях, аккаунт в мессенджере, чат на сайте. Любые проблемы чаще всего проще решить напрямую. Если товар не пришёл или он вас не устраивает, магазин должен вернуть деньги либо обменять покупку.
 
Если покупаете на площадке-агрегаторе или интернет-аукционе, где работает множество магазинов, там может действовать собственная система защиты покупок — в этом случае деньги возвращает сама площадка. Когда платите в зарубежном магазине через PayPal, ваши деньги страхует ещё и эта платёжная система.
  1. В крайнем случае — верните деньги через банк
Это работает, если вы платили картой. Когда магазин упорно не отвечает на звонки и сообщения, а товара так и нет либо он бракованный или поддельный, сделку можно отменить через свой банк. Это стандартная процедура: нужно описать ситуацию, сослаться на неправомерность транзакции, а также указать дату, время и сумму покупки. В идеале — приложить чек, но и без чека деньги можно вернуть. Банк связывается со всеми участниками сделки и проводит расследование. Например, если с клиента банка магазин списал деньги, а товар действительно не прислали, банк отменит платёж.

Что делать, если всё же вы стали жертвой мошенников

Как только вы обнаружили, что деньги с карты стали утекать, действуйте. Срочно обратитесь в банк или хотя бы сделайте это на следующий день, но не позже. Заблокируйте карту и опротестуйте перевод как мошенническую транзакцию. Но не оспаривайте никакие операции по карте, если вы сами их совершили. Например, оплатили товар, а потом поняли, что магазин поддельный. Или в телефонном разговоре или переписке с «продавцом» сами назвали все реквизиты. Иначе, скорее всего, вам придётся оплатить штраф за ошибочно опротестованную транзакцию. Ищите информацию об этом в вашем договоре с банком или на его сайте.

Заявите и в полицию. Вопросы мошенничества в интернете решает Управление «К» МВД России, и вы можете отправить обращение через интернет?приёмную. Можно составить и обычное заявление на бумаге: для этого нужно будет лично явиться в ближайшее отделение полиции.
Читайте  также: МОСКВА, 15 мар - РИА Новости. Как обезопасить интернет-покупки и распознать легальные сервисы для онлайн-шоппинга рассказал РИА Новости директор по маркетингу компании Forward Leasing Василий Пителинский.

https://ria.ru/20210315/pokupki-1601190602.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&nw=1615805615000

и напоследок видеосюжет о том, как безопасно покупать в интернете