Лекция – портрет

«Антонио Вивальди: гармонии чарующая сила»


Эстетика эпохи барокко в полной мере нашла воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор. Даже точное место его упокоения неизвестно потомкам. Но необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своем первозданном виде и сегодня занимает почетное место среди величайших достояний мирового музыкального искусства.

В 1678 году в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста Вивальди появился на свет сын Антонио. В конце XVII века Венеция была признанной столицей развлечений, городом-праздником, где вся жизнь проходила под звуки музыки, и дом будущего композитора не являлся в этом смысле исключением. Глава семейства Вивальди настолько искусно владел мастерством игры на скрипке, что его пригласили выступать в составе оркестра собора Св. Марка.

 


Вненция 16-17в.в.

Антонио с рождения страдал физическим недугом - одной из форм астмы. Но из всех шестерых детей Вивальди он был более всех похож на отца - не только редкой для жителей Венеции огненно-рыжей шевелюрой, но главное — умением слышать и чувствовать музыку. Музыкальная одаренность Антонио Вивальди дала о себе знать с раннего детства. Он быстро освоил игру на скрипке и в 10 лет часто выступал в соборном оркестре вместо своего отца. А в 13 лет мальчик впервые попробовал сочинять собственную музыку.
В 15-летнем возрасте жизнь Антонио сделала крутой вираж— по настоянию родителей он выбрал для себя карьеру священнослужителя и следующие 10 лет жизни посвятил изучению церковных наук. При этом он не бросил занятия музыкой и к 1703 году не только получил духовный сан, но и прославился как виртуозный скрипач. За цвет волос его прозвали «рыжим священником», однако церковные обязанности Вивальди исполнял недолго. Очень быстро он отказался вести мессы — по одной из версий, из-за того, что не позволяло здоровье, по другой — опять же из-за пристрастия к музыке.

 
 
Почти сразу после получения сана Вивальди стал работать в одной из школ Венеции «Оспедале делла Пиета» - так назывался дом приюта при монастыре для сирот. «Оспедале делла Пиета» стала настоящей колыбелью для творчества Вивальди. В статусе преподавателя игры на скрипке и хормейстера он приобрел уникальную возможность осуществлять самые смелые и разноплановые творческие идеи. По долгу службы ему приходилось писать для воспитанников школы очень много музыки как духовного, так и светского содержания — кантаты, хоралы, оратории, вокально-симфонические композиции, концерты.
Результаты такой кипучей и разноплановой деятельности быстро дали о себе знать - у знатоков и ценителей музыки школа стала считаться лучшей в городе. Для оркестра «Пиеты» Вивальди сочинил больше 450 концертов и нередко сам исполнял солирующие скрипичные партии. Такой скрипки, рождавшей звуки будто бы из глубин человеческой души, Венеция до сих пор не слышала.

Предлагаю вам послушать первую часть концерта G dur (до мажор) в исполнении совсем юной скрипачки. Произведения Антонио Вивальди с удовольствием исполняют как опытные музыканты, так и начинающие.

 

 

Очень быстро популярность молодого композитора шагнула далеко за границы родного города. Каждый знатный гость, приезжающий в Венецию, считал своим долгом побывать на выступлениях Антонио Вивальди. В 1705 и 1709 годах сонаты и концерты музыканта были изданы отдельными сборниками.

Но Антонио уже был увлечен другой идеей – стать оперным композитором. На тот момент опера считалась самым востребованным жанром у зрителей, и Вивальди с присущей ему целеустремленностью и неукротимым темпераментом погрузился в новый для него вид творчества. Его оперный дебют под названием «Оттон на вилле», поставленный в 1713 году, прошел с грандиозным успехом. Вивальди начинает работать в сумасшедшем ритме - он успевает создавать по 3-4 оперы за год.

Его слава как оперного композитора растет, и Антонио получает приглашение принца Гессен-Дармштадского, тонкого ценителя музыкального искусства, занимающего должность губернатора Мантуи, стать капельмейстером при его дворе.

В 1721-22 годах Вивальди работает в Милане и Риме, продолжая сочинять новые оперы.

На склоне лет дела композитора сильно пошатнулись. Он решил вернуться в Венецию, надеясь обрести душевное равновесие в родном городе, который рукоплескал ему без малого 40 лет. Но его поджидало разочарование. Сочиненная им музыка уже не вызывала былого восторга, у публики появились новые кумиры. Даже в родной консерватории, с которой его связывали 38 лет плодотворной работы, ему дали понять, что в его услугах не очень нуждаются.

В 1740 году Вивальди в поисках выхода из положения отправился в Вену, ко двору императора Карла VI, своего давнего и могущественного почитателя в надежде, что там его талант будет востребован. Но судьба приготовила Вивальди очередной удар - не успел он приехать в Вену, как Карл VI скончался. Композитор пережил своего несостоявшегося покровителя совсем ненадолго. Он умер 28 июля 1741 года и был похоронен в Вене в могиле для бедных.

Цикл «Времена года» - одно из самых знаменитых творений Антонио Вивальди. Оно было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года. Антонио Вивальди сумел мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьев, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, холод… Во «Временах года» гениальным образом отражено настроение и чувство каждого месяца в году. Все это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра.

«Времена года» с полной уверенностью можно отнести к «популярной классике». Хотя Антонио Вивальди написал множество других замечательных произведений, для многих имя Вивальди ассоциируется именно с «Временами года» и наоборот. Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент, посвященный весне.

 

 
Антонио Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVII века. Он создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. В том числе, на великого немецкого композитора И. С. Баха.



И. С. Бах, немецкий композитор
В Венеции существует Музей музыки. Он - настоящая жемчужина в панораме музеев и выставок Венеции. Расположен в знаменитой старинной церкви, построенной в лучших традициях неоклассицизма — Сан — Маурицио, в самом сердце города.


 
Музыкальный музей был открыт в 2001 году, благодаря совместным усилиям коллекционеров Маэстро Артемио Версари и Роберта де Пьери, которые создали выставку, дающую доступ широкому кругу посетителей к сердцу частных коллекций. Выставка называется «Антонио Вивальди и его время, музыкальные инструменты на протяжении веков» и представляет собой экспозицию старинных музыкальных инструментов, с информационными стендами о жизни и творчестве великого Венецианского композитора и музыканта. В XV веке Италия стала центром изготовления скрипок, альтов, виолончелей. Это искусство достигло совершенства в работах выдающихся мастеров семейств Амати, Гварньери, Страдивари. Посетители выставки могут услышать звучание музыкальных инструментов, созданных великими мастерами.


 
Музей музыки в Венеции — это место, где музыкальное искусство сочетается с талантом скрипичного дела. Выставка даёт возможность людям всего мира прикоснуться к величайшему итальянскому культурному наследию и отдать дань уважения городу с его многовековой культурой. Под расписанными сводами церкви Сан-Маурицио, можно увидеть уникальные, преимущественно струнные музыкальные инструменты. Виолончель Николо Амати, скрипки, альты, мандолины итальянских мастеров начала XVII века — XIX века.


 
Под звуки классической музыки здесь можно ознакомиться с традициями изготовления струнных инструментов, прикоснуться к тайне мастерства создания скрипки. Посетители увидят, как этап за этапом руками мастера создавались эти предметы. Величие архитектуры, богатство шедевров итальянской музыкальной культуры заинтересуют любую публику. Вечерами здесь проходят концерты, иногда музыканты надевают концертные костюмы эпохи Вивальди, и тогда впечатления от его волшебной музыки становятся ещё сильнее.

В Венеции установлен и памятник великому композитору. Это скульптурная композиция трех музыкантов Памятник был создан в 2006 году. Автор скульптурной группы Джанни Арико.





Именем Антонио Вивальди назван кратер на планете Меркурий.

Музыка Антонио Вивальди оставила глубокий след в сердцах многих людей разных поколений. Предлагаю вам прослушать бардовскую песню в исполнении известных музыкантов, участников проекта «Песни нашего века». Она называется «Под музыку Вивальди».

 

 


Произведения композитора исполняют во всем мире.