Виртуальная лекция – портрет

«День проснется – и речи людские»

(к 200-летию А. Фета)

 
5 декабря 2020 года исполняется 200 лет со дня рождения А.А. Фета – одного из крупнейших русских лирических поэтов, выдающегося поэта-переводчика, талантливого мемуариста, филолога-классика.
 

 
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820-1892) - замечательный русский поэт, тончайший лирик, открывший совершенно новую страницу в истории русской поэзии. Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение. Вызывает у нас глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли и родного слова.
Давайте побываем в музыкально – литературной гостиной в усадьбе Афанасия Фета.

 

Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую жизнь. Он родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлоте Фёт, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлоты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.

 
Вернуть то, что было им, казалось, так непоправимо утрачено, вернуть всеми средствами, не останавливаясь ни перед чем, если нужно, все принося в жертву, стало своего рода навязчивой идеей, идеей – страстью, определившей весь его жизненный путь.
Прежде всего, он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. Затем в 1845 году он круто меняет свой жизненный путь, покидает Москву и поступает нижним чином в один из провинциальных полков. На военной службе скорее, чем на какой-либо другой он мог дослужиться до потомственного дворянства и тем самым вернуть утраченное. Только в 1873 году Александр II разрешил Фету принять фамилию ротмистра Шеншина и вступить во все права и преимущества его по роду и наследию.


 

 
Фета можно назвать певцом русской природы. Тема природы – одна из важнейших тем творчества Фета. Фет изображает природу и в праздничном солнечном блеске, и в тонком полусвете луны.
Чувства поэта могут быть яркими, сильными, а могут стать едва уловимыми, смутными. Они прихотливо меняются и окрашивают собою картины природы. Настроение человека и природы в лирике Фета подчас зависит от смены времени года. Временам года посвящены различные стихотворные циклы - «Весна», «Лето», «Осень», «Снега». Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес – обо всем этом пишет он в своих стихах.
Весна – самое желанное для Фета время года. Поэт радуется приходу весны, его душа волнуется и блаженствует, в своих стихах он показывает нам и пробудившуюся природу, и свое настроение. Природа у Фета спокойная, словно замерзшая, и в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза.

 

 
***
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
 
Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
 
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.
 
Первый ландыш
 
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
 
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
 
Так дева в первый раз вздыхает –
О чем – неясно ей самой,
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
(1854)

Сколько голосов на лугу, в саду, в поле славят лето! Пение птиц, звон ручья, треск кузнечиков, жужжание пчел сливаются в радостную музыку. Строчки Фета вбирают ее в себя и тоже начинают звучать напевно, мелодично. Фет превосходно передает благоухающую свежесть чувств, навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви.
Фет пристально и любовно вглядывается в жизнь природы. В его стихах она полна гармонии и поэтичных событий. Розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике. Из плавных мелодичных сточек Фета рождаются воздушные очерки мотылька и бабочки. Мы слышим голоса соловья, жаворонка, стук вертлявого дятла. Словно впервые видим лукавую рыбку, пчел, ласточек, петуха, серебристого зайца, коня. В стихах поэта весь этот пестрый, ладный мир движется, дышит, радуется жизни!

Ласточки

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
 
Вот понеслась и зачертила –
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.
 
И снова то же дерзновенье
И та же темная струя, -
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?
 
Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
(1884)
 
***
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
 
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
 
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
(коней 50-х годов)


В стихотворениях, посвященных осени, остро проявляется наблюдательность поэта. Оживают в его воображении и лес, и сад, и сентябрь. Сколько тут точных и поэтичных примет осени!

 

 
***
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон за той горой.
 
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
 
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
 
Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати – поле
Прыгает как мяч.
 
Сентябрьская роза
 
За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворяя,
Как странно улыбалась роза
В день быстролетный сентября!
 
Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.
 
Расцвесть в надежде неуклонной –
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой.
(1890)

 
Отшумела осень почерневшей листвой, выплакалась дождями. Природа устала бороться с ледяным дыханием непогоды, покорилась ему и однажды утром застыла…Зима. Какой радостной, праздничной выглядит она после тоскливой осени!
Фет с любовью описывает зиму и плоды ее нерукотворного труда. Мы угадываем в ней то заботливую хозяйку, то искусного мастера. Перед глазами возникают георгины, обожженные дыханием первого мороза, береза, которая летом была живой и теплой, а теперь зимой, стала похожа на искристую снежную статую.

***
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
 
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
 
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Для Фета – природа храм: и пейзажным картинам и зарисовкам свойственно зачаровывающее романтическое звучание:
В своих поздних творениях поэт все дальше углубляется в мир природы, все больше у него сопоставлений, параллелей с человеческой жизнью. Природа и человек – составные части единого мира, и, познавая природу, человек лучше понимает себя; он должен учиться у нее стойкости, умению надеяться на лучшее.


***
Учись у них – у дуба, и березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
 
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
 
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(31 декабря 1883)

Природа для Фета – храм и фон для проявления человеческих чувств, роскошная декорация для тончайших сюжетных изгибов любовного чувства, для вдохновения и молитвы красоте.
А. Фета считают поэтом – музыкантом. Ему было тесно в рамках поэзии, и свои стихи он интуитивно строил по законам музыкального искусства. Он писал: «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны».
Мы прослушаем романс композитора Александра Варламова на стихи Афанасия Фета "На заре ты её не буди".

 


При жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика у его современников. Только двадцатое столетие по-настоящему открыло Фета, его удивительную поэзию, которая дарит нам радость узнавания мира, познания его гармоничности и совершенства.
Его поэзия завораживает нас своим звучанием. Она отражает живую жизнь, одновременно раскрывая внутренний мир человека, красоту русской природы, воспитывает любовь к русским просторам, выражает радость и светлую восторженность.
Читаешь Фета – и сдается: вся еще твоя жизнь впереди. Сколько доброго сулит идущий день. Стоит жить! Таков Фет.
17 ноября 2020 года банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 2 рубля «Поэт А.А. Фет, к 200-летию со дня рождения». Вот как она выглядит.


 

 
Курский областной краеведческий музей объявил о выпуске памятных медалей к 200-летию А. Фета. Медали изготовлены из гипса по авторским моделям скульптора С.В. Третьякова. Вот как выглядит такая медаль.