Виртуальная лекция – портрет «День проснется – и речи людские» (к 200-летию А. Фета) 5 декабря 2020 года исполняется 200 лет со дня рождения А.А. Фета – одного из крупнейших русских лирических поэтов, выдающегося поэта-переводчика, талантливого мемуариста, филолога-классика. Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820-1892) - замечательный русский поэт, тончайший лирик, открывший совершенно новую страницу в истории русской поэзии. Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение. Вызывает у нас глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли и родного слова. Давайте побываем в музыкально – литературной гостиной в усадьбе Афанасия Фета. Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую жизнь. Он родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлоте Фёт, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлоты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Вернуть то, что было им, казалось, так непоправимо утрачено, вернуть всеми средствами, не останавливаясь ни перед чем, если нужно, все принося в жертву, стало своего рода навязчивой идеей, идеей – страстью, определившей весь его жизненный путь. Прежде всего, он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. Затем в 1845 году он круто меняет свой жизненный путь, покидает Москву и поступает нижним чином в один из провинциальных полков. На военной службе скорее, чем на какой-либо другой он мог дослужиться до потомственного дворянства и тем самым вернуть утраченное. Только в 1873 году Александр II разрешил Фету принять фамилию ротмистра Шеншина и вступить во все права и преимущества его по роду и наследию. Фета можно назвать певцом русской природы. Тема природы – одна из важнейших тем творчества Фета. Фет изображает природу и в праздничном солнечном блеске, и в тонком полусвете луны. Чувства поэта могут быть яркими, сильными, а могут стать едва уловимыми, смутными. Они прихотливо меняются и окрашивают собою картины природы. Настроение человека и природы в лирике Фета подчас зависит от смены времени года. Временам года посвящены различные стихотворные циклы - «Весна», «Лето», «Осень», «Снега». Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес – обо всем этом пишет он в своих стихах. Весна – самое желанное для Фета время года. Поэт радуется приходу весны, его душа волнуется и блаженствует, в своих стихах он показывает нам и пробудившуюся природу, и свое настроение. Природа у Фета спокойная, словно замерзшая, и в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза. *** Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. Станицей тучки носятся, Теплом озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны. Везде разнообразною Картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною Народ, чему-то рад… Какой-то тайной жаждою Мечта распалена – И над душою каждою Проносится весна. Первый ландыш О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает – О чем – неясно ей самой, И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой. (1854) Сколько голосов на лугу, в саду, в поле славят лето! Пение птиц, звон ручья, треск кузнечиков, жужжание пчел сливаются в радостную музыку. Строчки Фета вбирают ее в себя и тоже начинают звучать напевно, мелодично. Фет превосходно передает благоухающую свежесть чувств, навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Фет пристально и любовно вглядывается в жизнь природы. В его стихах она полна гармонии и поэтичных событий. Розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике. Из плавных мелодичных сточек Фета рождаются воздушные очерки мотылька и бабочки. Мы слышим голоса соловья, жаворонка, стук вертлявого дятла. Словно впервые видим лукавую рыбку, пчел, ласточек, петуха, серебристого зайца, коня. В стихах поэта весь этот пестрый, ладный мир движется, дышит, радуется жизни! Ласточки Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши все кругом, Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом. Вот понеслась и зачертила – И страшно, чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила Молниевидного крыла. И снова то же дерзновенье И та же темная струя, - Не таково ли вдохновенье И человеческого я? Не так ли я, сосуд скудельный, Дерзаю на запретный путь, Стихии чуждой, запредельной, Стремясь хоть каплю зачерпнуть? (1884) *** Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Над безбрежной жатвой хлеба Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око. (коней 50-х годов) В стихотворениях, посвященных осени, остро проявляется наблюдательность поэта. Оживают в его воображении и лес, и сад, и сентябрь. Сколько тут точных и поэтичных примет осени! *** Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон за той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь – поневоле Тяжело – хоть плачь! Смотришь – через поле Перекати – поле Прыгает как мяч. Сентябрьская роза За вздохом утренним мороза, Румянец уст приотворяя, Как странно улыбалась роза В день быстролетный сентября! Перед порхающей синицей В давно безлиственных кустах Как дерзко выступать царицей С приветом вешним на устах. Расцвесть в надежде неуклонной – С холодной разлучась грядой, Прильнуть последней, опьяненной К груди хозяйки молодой. (1890) Отшумела осень почерневшей листвой, выплакалась дождями. Природа устала бороться с ледяным дыханием непогоды, покорилась ему и однажды утром застыла…Зима. Какой радостной, праздничной выглядит она после тоскливой осени! Фет с любовью описывает зиму и плоды ее нерукотворного труда. Мы угадываем в ней то заботливую хозяйку, то искусного мастера. Перед глазами возникают георгины, обожженные дыханием первого мороза, береза, которая летом была живой и теплой, а теперь зимой, стала похожа на искристую снежную статую. *** Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, - И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. Для Фета – природа храм: и пейзажным картинам и зарисовкам свойственно зачаровывающее романтическое звучание: В своих поздних творениях поэт все дальше углубляется в мир природы, все больше у него сопоставлений, параллелей с человеческой жизнью. Природа и человек – составные части единого мира, и, познавая природу, человек лучше понимает себя; он должен учиться у нее стойкости, умению надеяться на лучшее. *** Учись у них – у дуба, и березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. (31 декабря 1883) Природа для Фета – храм и фон для проявления человеческих чувств, роскошная декорация для тончайших сюжетных изгибов любовного чувства, для вдохновения и молитвы красоте. А. Фета считают поэтом – музыкантом. Ему было тесно в рамках поэзии, и свои стихи он интуитивно строил по законам музыкального искусства. Он писал: «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны». Мы прослушаем романс композитора Александра Варламова на стихи Афанасия Фета "На заре ты её не буди". При жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика у его современников. Только двадцатое столетие по-настоящему открыло Фета, его удивительную поэзию, которая дарит нам радость узнавания мира, познания его гармоничности и совершенства. Его поэзия завораживает нас своим звучанием. Она отражает живую жизнь, одновременно раскрывая внутренний мир человека, красоту русской природы, воспитывает любовь к русским просторам, выражает радость и светлую восторженность. Читаешь Фета – и сдается: вся еще твоя жизнь впереди. Сколько доброго сулит идущий день. Стоит жить! Таков Фет. 17 ноября 2020 года банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 2 рубля «Поэт А.А. Фет, к 200-летию со дня рождения». Вот как она выглядит. Курский областной краеведческий музей объявил о выпуске памятных медалей к 200-летию А. Фета. Медали изготовлены из гипса по авторским моделям скульптора С.В. Третьякова. Вот как выглядит такая медаль. |