Лекция – экскурсия

«Год народного творчества. Создано руками мастеров»


 
"Едва ли есть высшее из наслаждений,
как наслаждение творить."
Н. Гоголь

 
Нужно ли сегодня народное искусство?

XXI век – период глобальных изменений социума, время пересмотра отношения к искусству и самого искусства, время сложных и порой весьма болезненных перемен в сфере духовных исканий, отказа от многих устоявшихся понятий, время противоречий, горьких разочарований и обретения новых открытий в культуре и искусстве. И надо ли обращаться к далекому прошлому, к, казалось бы, давно ушедшим традициям народного искусства этносов? Нужны ли нам, живущим в совсем ином мире, эти традиции, так тщательно сохраняемые и бережно передаваемые от поколения к поколению в течение столетий и тысячелетий? Многих современных исследователи народного декоративно-прикладного искусства обеспокоены отношением наших современников, прежде всего, молодых и совсем юных к традициям своего народа, к той легкости, с которой молодежь в большинстве своем отказывается от народного искусства во имя чуждых, привнесенных с Запада идеалов.  В течение ХХ века периодически велись дискуссии о том, нужно ли нам народное искусство, не является ли оно рудиментом, выполнившим свою миссию и ушедшим с арены современности. Первые попытки отказа от народного искусства в 1920-е годы были связаны с деятельностью представителей «производственного искусства», которые требовали от искусства целесообразности, по-новому решая роль художника в современной им действительности. По их мнению, искусство должно соединиться с промышленным производством. В этом «новом» искусстве старым традициям, как считали представители «производственного искусства», места не было. Идеологи этого направления утверждали: «Кустарное искусство вообще целиком принадлежит прошлому, оно – фантом, призрак. Отказ от старых форм искусства фактически полностью отрицал необходимость народного искусства в новой постреволюционной России.
Но с этой радикальной точкой зрения представителей «производственного искусства» исследователи народного искусства были не согласны, в частности крупный ученый, искусствовед, собиратель народного искусства В.С. Воронов писал, что народное искусство «отнюдь не фантом, оно реально существует и является ценнейшей стороной национальной художественной культуры». В 1921-1923 годах при активном участии В.С. Воронова были проведены выставки русского народного декоративного искусства (крестьянского искусства) в Государственном историческом музее.

Что такое народнык промыслы?

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я собрал самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

 

Жостовская роспись

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
 
Хохлома

Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.
 
Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.
 
Уральский малахит

Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.
 
Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.
 
Матрешка

Крулолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.

Финифть

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.
 
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.
В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Разговор о развитии любого вида искусства в регионе всегда начинается с истоков декоративно – прикладного искусства. В этом плане говорить о декоративно-прикладном творчестве в Красноярском крае трудно.
Обычно современное декоративно-прикладное искусство уходит корнями в искусство народное, чаще всего в те промыслы, которые существовали и существуют на территории края.  Красноярский край чрезвычайно обширен, он протянулся от севера до юга, и говорить о едином народном искусстве на красноярской земле невозможно, так как ее населяют многие народы, имеющие свои национальные культурные традиции: на юге— хакасы, на севере—долгане, нганасаны, эвенки. Каждый из этих народов развивает свои художественные промыслы, имеет свою систему орнаментального мышления, свой образный изобразительный язык.
Центральные районы Красноярского края с XVII века осваивали переселенцы из разных областей России, Украины, Белоруссии. Они привозили с собой традиции своих народов. Здесь, на сибирской земле эти традиции сохранялись, обогащались, взаимно влияли друг на друга. Особенно ярко это проявилось в народной деревянной резьбе, обильно украшавшей многие города и села Красноярского края. В крестьянском быту сохранялись многие приемы художественной обработки дерева, глины, традиции вышивки, но нарисовать целостную картину развития декоративно-прикладного искусства очень сложно.
В Красноярском крае изучение народного искусства осуществляется в нескольких высших и средних учебных заведениях. Изучение художественных промыслов осуществляется на кафедре «Народная художественная культура» Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. мастера по различным видам ДПИ: народный текстиль (ткачество, вышивка, батик, войлоковаляние, кружево и др.), народный костюм, в том числе сибирский народный костюм, костюм старообрядчества Сибири, керамика, роспись по дереву. Также изучают декоративную живопись, изготовлению народных и кукол в костюмах народов севера и юга Приенисейской Сибири (эвенков, долган, нганасан, хакасов), В 2017 году в Красноярском государственном художественном институте (Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского) была проведена Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Декоративно-прикладное искусство, дизайн и народная художественная культура.
 На кафедре музыкально-художественного образования Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, которая существует уже 27 лет – она была образована в октябре 1993 года как «Кафедра музыкально-эстетического воспитания», готовить специалистов по специальностям «Музыкальное образование» и «Изобразительное искусство».

Какие предприятия народных промыслов есть в крае?

Единственным предприятием на территории края, отнесённым  к народным художественным промыслам, является  ЗАО «Красноярская фирма Бирюсинка» (660020,
г. Красноярск, ул. Дудинская, 12а, antispam, www.birusinka.ru), где выпускают мягко-набивные игрушки, карнавальные костюмы для детей и взрослых, игрушки из поливинилхлоридного пластизоля, стеклянные ёлочные украшения и игрушку-упаковку для новогодних подарков. Продукция фабрики имеет диплом «Лауреат конкурса 100 лучших товаров России». Ёлочные игрушки украшают Кремлёвскую ёлку, а шары с фирменной символикой стали распространённым подарком для гостей края.
 Из художественных ремёсел развиваются резьба и роспись по дереву, художественная обработка рога, кости и бивня мамонта, глиняная и деревянная игрушка, бисероплетение, работа с соломкой, художественная обработка бересты и лозы, художественная ковка. Таймырский Дом народного творчества на протяжении многих лет осуществляет деятельность по развитию косторезного искусства, успешно сотрудничая с косторезными мастерскими Таймыра и индивидуальными мастерами.